- Шедзак, Эрнест
- (Schoedsack, Ernest). Режиссер и продюсер Купер совместно с режиссером Шедзаком были авторами знаменитого "Кинг-Конга" (1933), вследствие чего вошли в историю кино совместно, подобно англичанам Лондеру и Гиллиату или Пауэллу и Прессбургеру.Мериан Купер родился 24 октября 1893 года в Джексонвиле (Флорида) и умер в 1973 году. Сын юриста, ставшего впоследствии председателем совета федерального резерва Флориды, он с самого раннего детства увлекся приключениями и путешествиями, занимаясь всевозможными формами физического самоусовершенствования, чтобы подготовить себя к.будущим испытаниям. Недоучившись в военном училище Аннаполиса, Купер поступил моряком в торговый флот, после чего работал газетчиком, скитаясь по разным городам страны, а затем, записавшись в Национальную гвардию штата Джорджия, участвовал в военной экспедиции в Мексике против отрядов Панчо Вильи. Перейдя впоследствии в регулярную армию, а затем в авиацию, будущий режиссер успел в самом конце первой мировой войны побывать воздушным наблюдателем-корректировщиком над немецкими позициями. Его два раза сбивали, войну он закончил, лечась от ожогов в германском военном госпитале для военнопленных. Выйдя оттуда, Купер принял деятельное участие в распределении американской помощи в Европе, а в 1920 г. вместе с другими добровольцами в составе польских ВВС участвовал в польско-советской камтнии. Будучи сбит, он попал в руки Красной армии и около года провел в плену, откуда бежал, добрался до Варшавы и получил из рук Пилсудского орден за храбрость.Вернувшись в США, Купер снова занялся журналистикой, однако любовь к пригаючениям снова погнала его на край света в составе кругосветной морской экспедиии, поставившей своей целью описывать и снимать на кинопленку различные экзотические места а также обычаи населяющих их туземцев. Когда в какой-то момент экспедиция оказалась без сопровождавшего ее кинооператора, Купер вызвал телеграммой Эрнеста Шедзака, отчаянного бродягу-кинохроникера, с которым познакомился еще в послевоенной Европе.Шедзак, родившийся 8 июня 1893 года в Каунсил Буф (Айова) и умерший в 1979 г., до начала своей карьеры кинооператора был рабочим-дорожником. С 1914 года он работал у Мака Сеннета, а в годы первой мировой войны служил в войсках связи, проводя киносъемки на поле боя. После перемирия он остался в Европе в качестве оператора кинохроники и познакомился с Купером в Польше в 1920 году. Возобновив знакомство, в дальнейшем перешедшее в долгое сотрудничество, они отсняли довольно большой киноматериал об Эфиопии и мусульманском хадже в Мекку, однако негативы погибли во время пожара на шхуне. По возвращении в Нью-Йорк, Куперу и Шедзаку удалось добыть денег на новую экспедицию, на сей раз в арабскую часть Персии. Вместе с кочевыми бахтрийскими племенами и их скотом Купер и Шедзак проделали все летнее горное кочевье, в результате чего появился полнометражный документальный фильм "Трава" (1925), который, несмотря на очевидные слабости в организации и подаче материала, произвел сенсацию, будучи выпущен в прокат фирмой "Парамаунт". Благодаря этому успеху Купер и Шедзак смогли организовать еще одну экспедицию, на сей раз в джунгли северного Сиама (Таиланд), откуда после почти двухгодичной экспедиции привезли сюжетно-документальный фильм "Чанг" (1927), где история одной из семей племени разворачивалась на фоне полной опасностей жизни среди тигров, леопардов и слонов. Кадры панического бегства стада слонов, снятые с помощью особой увеличивающей изображение системы Магнаскоп, стали классическими, они впоследствии не раз включались в различные голливудские фильмы о джунглях.На гребне успеха Купер и Шедзак обратились к игровому кинематографу и сняли приключенческий фильм "Четыре пера" (1929) по роману А Мейсона с типичным английским сюжетом в киплинговской традиции, по ходу которого герой совершает в колониях (в данном случае в Судане) чудеса храбрости с единственной целью доказать себе и окружающим, что он отнюдь не трус, в чем его вначале подозревали. Фильм стал заметным явлением в раннем звуковом кинематографе, однако очередная версия того же сюжета, сделанная через десять лет Золтаном Кордой несколько его затмила.После этого Купер на некоторое время бросил кино ради другого увлечения своей жизни — авиации, став одним из главных акционеров и директоров нескольких авиакомпаний. В свободное время он, тем не менее, занимался с Шедзаком и сценаристкой Рут Роуз (женой последнего) подготовкой сценария по рассказу знаменитого в те годы детективщика Эдгара Уоллеса о гигантской горилле, терроризирующей Нью-Йорк. Не встретив понимания у руководителей "Парамаунт" и "МГМ", Купер лишь в 1931 году сумел заинтересовать своим проектом шефа производства студии " РКО" Дэвида Селзника. Первоначальный замысел использовать актера в звериной шкуре был оставлен после того, как на съемках фильма "Самая опасная игра", продюсером и сорежиссером которого он был вместе с Шедзаком, Купер встретился с художником-аниматором и едва ли не лучшим в то время мастером комбинированных съемок Уиллисом О'Брайеном. Он-то и создал 18 дюймовую (около полуметра) гориллу из проволоки, резины и кроличьего меха, которая на экране выглядит гигантским Кинг-Конгом, королем джунглей, влюбившимся в хрупкую Фэй Рей. Снятый Купером совместно с Шедзаком фильм, воплощающий архетипический сюжет о Красавице и Чудовище, стал одним из самых знаменитых в истории кино. Кадр с Кинг-Конгом на вершине небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг, где он отмахивается от атакующих его самолетов включен ныне во все хрестоматии. Будучи выпущен в прокат в 1933 году, в самый разгар великой депрессии, "Кинг-Конг", аккумулировавший тревоги и страхи своего времени, имел грандиозный успех несмотря на довольно прохладньш крити ческий прием."Кинг-Конг" стал последним фильмом Купера — режиссера. С тех пор он занимался лишь административной и продюсерской деятельностью. (Если не считать участия во второй мировой войне, которую он провел в составе размешенной в Китае авиадивизии и закончил в чине бригадного генерала). В частности, Купер был продюсером большого количества фильмов Джона Форда, в том числе таких классических лент, как "Форт апачей", "На ней была желтая лента", "Рио Гранде" (в 1947 г. он совместно с Фордом образовал производственную кинокомпанию "Аргози Пикчерз"). Как продюсер стоял он и у замысла продолжения "Кинг-Конга", "Сын Конга" (1933), снятого Шедзаком со спецэффектами того же О'Брайена, однако этот фильм был воспринят публикой уже как комедия. Еще раз к теме столкновения гигантского обитателя джунглей с современной городской цивилизацией Купер (продюсер) и Шедзак (режиссер) вернулись после войны в фильме "Могучий Джо Янг" (1949), но без особого успеха.В конце карьеры оба кинематографиста заинтересовались новым техническим изобретением в области кино — синерамой. Купер стал продюсером первого видового фильма, выполненного в этом формате "Это — синерама" (1952), а Шедзак — режиссером пролога составленной из разных эпизодов картины. Тогда же Купер получил специальный приз Американской киноакадемии "за многочисленные новаторские идеи и вклад в искусство кино".Купер является автором нескольких книг: "Морской цыган", (The Sea Gipsy), "Трава" (Grass), "Под белым орлом" (Under the White Eagle), "To, за что умирают люди" (Things Men Die For), "Кинг-Конг" (King Kong).А. ДорошевичФильмография:M. Купера:◘ док. ф-ы: Трово" (Grass, совм. с Э. Шедзаком и М. Харрисон), 1925;◘ "Чанг" (Chang, совм. с Шедзаком), 1927;◘ Toy — охотник за головами" (Gow the Head Hunter, совм. с Шедзаком), Игровые фильмы: "Четыре пера" (Four Feathers, совм. с Шедзаком и Л. Мендесом), "Кинг-Конг" (King-Kong, совм. с Шедзаком), 1933. Фильмография Э. Шедзака: "Трава" (Grass, совм. с М. Купером и М. Харрисон), 1925;◘ "ЧанГ" (Chang, совм. с Купером), 1927;◘ "Четыре пера" (Four Feathers, совм. с Купером и Л. Мендесом), 1929;◘ д/ф "Простор" (Range), 1931;◘ "Самая опасная игра" (The Most Dangerous Game, совм. с И. Пичелом), 1932;◘ "Кинг-Конг" (King-Kong, совм. с Купером), "Сын Конга" (The Son of Kong), "Приключение вслепую" (Blind Adventure), 1933;◘ "Давно потерянный отец" (Long Lost Father), 1934;◘ "Последние дни Помпеи" (The Last Days of Pompeii), 1935;◘ "Неприятности в Мароккко" (Trouble in Morocco), "Парии Востока" (Outlaws of Orient), 1937;◘ "Д-р Циклоп (Dr. Cyclops), 1940;◘ "Могучий Джо Янг" (Mighty Joe Young), 1949;◘ "Это синерама" (This Is Cinerama), 1952.Библиография: Aylesworlh T. Movie Monsters. Phil. 1975; Baxter J. Hollywood in the Thirties. N.Y. 1970; Edelson E. Great Monsters of the Movies. N.Y. 1973.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.